Что такое Тайцзицюань?

 

   Тайцзицюань - искусство уникальное.. Каждое утро в любом парке любого китайского города можно увидеть сотни людей, выполняющих серии грациозных плавных движений. Это искусство «тайцзи», почитаемая древняя национальная традиция одной из древнейших в мире культур. То, что исходно создавалось как военное искусство, сейчас стало высокоэффективной системой тренировки тела и духа, которой с удовольствием занимаются люди любого возраста.

   Тайцзи-цюань – внутреннее искусство взращивания силы. В переводе с китайского название практики переводится как «кулак Беспредельного» и «беспредельно направленная Сила». За понятием «тай цзи» стоят обширные знания и основы всей китайской космологии – Великий Предел Тай Цзи (taiji), Два Начала Лян И (liang yi), Четыре Формы Сы Сян (si xiang), Пять Элементов У Син (wu xing), Восемь Триграмм Ба Гуа (bagua), а также знания о лунных фазах, переменах и сезонных циклах. Триграммы и гексограммы были для выдающихся мастеров Тайцзи-цюань практическими, реальными энергетическими моделями, изменения которых они понимали и умели наблюдать в себе и во Вселенной.

   С самого начала своего появления в горах Китая и до превращения в форму физической медитации, тайцзицюань, уже давно доказала, что стала общественной традицией, с XXI в. проявила себя как исключительно практический и полезный для жизни инструмент. Изучив несколько простых позиций и регулярно выполняя их по 20 минут в день, занимающийся может интегрировать эту древнекитайскую систему в свою повседневную жизнь и получать от нее многостороннюю пользу: физическую, психологическую, эмоциональную и, в конце концов, духовную.

     Многочисленные легенды приписывают заслугу создания Тайцзицюань знаменитому даосскому отшельнику Чжан Саньфэну жившему во времена династии Сун 1127-1279гг. на горе Удан.

   Считается, что именно он соединил боевую технику с практикой нэйдань. Одна из легенд рассказывает о том, что однажды во сне Чжан Саньфэну привиделся мифический правитель севера Сюань У - таинственный воин (даосское божество). Он продемонстрировал свое боевое искусство и обучил ему Чжана. Следует отметить, что к тому времени Чжан Саньфэн был уже достаточно опытным мастером и вполне мог учиться во сне.

   Другая легенда повествует о том, что однажды Чжан увидел, как сорока тщетно пытается справиться с небольшой змеей. Когда птица пыталась схватить змею за голову, то тут же получала удар хвостом; когда же сорока целилась в змеиный хвост, получала удар головой, когда клюв сороки атаковал середину, змея, изгибаясь, "складывалась", и птице доставалось одновременно с двух сторон.

   В итоге извивающаяся змея осталась невредима, а несчастная сорока, разбив острый клюв о камень, на котором происходила битва, с позором удалилась. Чжан Саньфэн, таким образом, окончательно убедился в том, что настоящая уступчивость совсем не похожа на бегство, и что, уступая атакующей силе, можно одновременно заполнять создающуюся при этом "пустоту - слабость" и победить, уступая. Этот принцип и стал одним из ключевых для искусства Тайцзицюань.

    Особенностью практики Тайцзицюань является отказ от использования грубой мышечной силы, вместо которой применяется особое внутреннее усилие "Нэйцзинь". Создание этого усилия требует расслабленности и идеальных поз, в которых скелет безупречно "выстроен", а мышцы и сухожилия способствуют беспрепятственному прохождению по ним "Ци". Медленные движения, характерные для практики Тайцзицюань, позволяют добиться высочайшей скоординированности действий всех частей тела: верха и низа, правого и левого. Постепенно становится возможным увязать, казалось бы, противоположные друг другу требования: цельность и собранность с одной стороны, и подвижность и раскрепощенность, с другой. На продвинутых этапах практики акцент делается на непрерывном ведении "мысли - воли" - тогда внешне проявленные непрерывные движения становятся производными от внутренней непрерывности Мысли - воли. Этот аспект практики Тайцзи близок к даосско-буддийским формам медитации "одноточечно-направленной концентрации сознания".

   Все перечисленные моменты являются необходимым условием тренировки внутреннего усилия, пронизывающего все тело от стоп до кончиков пальцев рук, утонченного и мощного, послушного мысли, про которое говорили, что "в мягкой вате спрятана разящая игла", или "удар в Тайцзи подобен удару железной палки, обернутой в вату".

   Следует отдельно отметить главенствующую роль принципа "заимствования чужой силы". "Заимствование" означает использование чужого усилия для победы при минимальном использовании собственных сил.

"Тебя тянут - ты толкай, тебя толкают - ты тяни".

Понятие «тай цзи» во даосских трактатах начала нашей эры рассматривалось именно как синоним Дао – универсального закона всех вещей и явлений, выступая символическим выражением всех возможных трансформаций двух первооснов – Инь и Ян. Тайцзи – Великий Предел всегда являлся одним из ключевых понятий в даосизме: например, одна из высших сфер, где обитали бессмертные небожители, называлась Тайцзи. Даосы считали, что все изменения в мире по своей сути различны лишь во внешних проявлениях, а по своей метафизической сути сводятся к единому Великому пределу, ибо все они проявления Дао.

Однако «социализация» Тайцзи и трансформация духовно-эзотерической концепции в боевое искусство с практически применением произошла гораздо позже, в эпоху неоконфуцианства, которое оформилось на стыке даосизма и конфуцианства в XII—XIII вв. Именно в это время стал формироваться словарь знакомых нам теперь понятий и названий, структурировались и закреплялись количественные и качественные характеристики практик, которые получили обозначение «схемы развертывания Вели¬кого предела», более четко была проведена дифференциация характера и целевых установок этих направлений.

Практическая реализация космологического понятия Тай Цзи выражается в формах и последовательностях Тайцзи-цюань, которые основаны на 13 принципах движения. Сегодня в мире можно выделить несколько направлений развития тайцзи-цюань – как боевого искусства самозащиты, как оздоровительной гимнастики и как искусства развития тела и энергии. Последнее направление также можно обозначить как «алхимическое», так как оно основано на теории и принципах даосской алхимии.

Тайцзицюань - это не только боевое искусство, это способ людям снова обрести их первичную природу, которая является условием свободы, состоянием грациозности и качеством красоты. Свобода, грация и красота - естественные атрибуты каждого живого организма. Свобода есть отсутствие сдерживания внутреннего потока чувств, грация есть выражение этого потока в в движении, в то время красота - это появление внутренней гармонии, которую вызывают данный поток. Они означают здоровое тело и, следовательно, здоровый разум.

Первичная природа любого человеческого существа должна быть открыта для жизни и любви. Охраняемая, закованная в панцирь, недоверчивая и огражденная — это вторая натура в нашей культуре. Эти способы мы усваиваем, чтобы защитить себя от травмирования, но когда подобные отношения становятся характерологическими или встроенными в личность, они начинают вредить более сильно и калечить больше, чем это в человеке было первоначально.

Тайцзицюань стремится помочь человеку открыть свое сердце для жизни и любви. Это не простая задача. Сердце хорошо защищено в своей клетке из костей, а подходы к нему сильно защищены как психологически, так и физически. Эти защиты должны быть поняты и проработаны, если мы хотим достичь цели. Но если цель не достигается, результат может быть трагическим. Идти по жизни с закрытым сердцем — подобно тому, чтобы пуститься в путе­ шествие по океану запертым в трюме корабля.

Тайцзицюань — это приключение в самооткры вании. Оно отличается от похожих исследований в природе себя тем, что пытается понять человеческую личность в рамках человеческого тела. Большинство современных исследований сосредоточивалось на разуме. Много ценной информации было получено посредством этих изысканий, но мне кажется, что они оставили нетронутой наиболее важную область личности — именно ее основу в телесных процессах. Мы легко могли бы получить подтверждение того, что все происходящее в теле неизбежно воздействует на разум, но это не ново.

Позиция такова: энергетические процессы в теле определяют то, что происходит в разуме, так же как они определяют то, что происходит в теле.

 

  

  

 

 
Hosted by uCoz